Иерей Сергий Карамышев о православном отношении к грядущим депутатским и президентским выборам

24 Июль 2011

 


Всякое дело, к которому мы приступаем, следует рассматривать при свете заповедей Божиих. Не так уж много времени остается до выборов: думских и президентских. С началом осени начнется массированная обработка массового сознания. Готовится тяжелая артиллерия, готовятся отравляющие газы, закладываются мины, выставляются ряды колючей проволоки, чтобы в нужный момент все эти штуки одновременно сработали, и обыватель ходил оглушенный взрывами и ослепленный вспышками, с затуманенным сознанием, ничего вокруг не понимая, одним словом, чтобы он «дошел до кондиции». Тогда из него хоть веревки вей. Наконец, по вспаханным артиллерийскими и бомбовыми взрывами полям нашей Родины начнут рыскать агитаторы, наполняя воздух словами. Пройдет такой агитатор, насеет слов, и люди, отупевшие от шума и грохота, с воспаленными глазами и мыслями, будут их пережевывать, чтобы принять какое-то решение. При этом нам постоянно будет внушаться мысль о гражданском долге, что мы непременно должны кого-либо выбрать.

Увлекаясь всеобщей суетой, мы забываем о долге перед Богом, и только изредка в нас начинает звучать голос совести. Выбирая во власть какое-то лицо (или партию), мы ручаемся за него (или за нее) не только перед людьми, но и перед Богом; исповедуем, что единомысленны с ним (или с ней), разделяем с ним (или с ней) ответственность за его (или ее) дальнейшие действия. Если действия выбранного лица будут благодетельны, Божие благословение с его головы распространится и на наши. А если его действия будут преступны, соответственно, и проклятие падет на наши головы. Чем более широкую поддержку имеет преступник в обществе, тем более тягостный гнев Божий общество на себя навлекает.

Если кандидат на должность вор и обманщик, можно смело сказать, что отдавая за него свой голос, мы заключаем договор с преисподней. Кто-то скажет: все они не ангелы, и наш долг выбрать меньшее зло. Но мы возразим: побойтесь Бога! Грешно отдавать свой голос за явного преступника и разделять с ним ответственность в этом веке и в будущем. Ни один из недобросовестных людей не должен иметь нашей поддержки. Пусть они пролезут во власть без нашей помощи. И пусть они сами и те, кто их поддержат, но без нас, несут перед Богом ответственность за свои будущие преступления. А мы потерпим до тех пор, пока не пройдет это беззаконие (Пс. 56, 12). Господь, видя нашу принципиальную позицию, Сам восставит из нас нужных Ему людей. А покуда мы своими голосами поддерживаем врагов Божиих, мы просто недостойны лучшей доли.

Кто-нибудь еще скажет: мы точно не знаем, что за люди те, кого нам предлагают выбрать на ответственные должности, а партийные программы нам разбирать недосуг, поэтому мы затрудняемся в принятии решения. На это ответим: если не уверены, не отдавайте вашего голоса. Слово не воробей: вылетит - не поймаешь. Лучше промолчать; памятуя страх Божий, уклониться от зла. Неужели мало своих грехов, чтобы отвечать еще и за будущие грехи малоизвестных людей?

Можно без смущения подавать свой голос лишь за того, в ком мы уверены как в самих себе, о ком можем твердо сказать, что он не продастся, не изменит, что он душу свою положит за други своя. Отдавать свой голос и всячески такого человека поддерживать будет подлинным проявлением гражданского мужества. А голосовать по указке продажного ТВ и продажной прессы за «котов в мешках» - чудовищное легкомыслие.

Впрочем, самое легкомыслие сейчас в моде, потому что кое-кому легкомысленными людьми управлять проще, нежели разумными и твердыми в своих принципах. Легкомысленному покажешь пальчик он засмеется; улыбнешься - и он поверит, что счастлив; выдашь какое-нибудь коленце он начнет плясать и резвиться так, что обо всем на свете забудет. А разумный человек отойдет в сторону, чтобы дождаться, когда закончится клоунада, и клоун откроет свое настоящее лицо.

Нам постоянно стараются внушить, что жизнь - игра. А во время выборов нам позволяют эту игру не только смотреть, но и участвовать в ней. Однако, с точки зрения христианской веры, жизнь не игра, а подвиг, война. И за всякое не только действие и слово, но даже помышление мы ответственны. И если мы пребываем в легкомысленном расслаблении, грош цена нашему христианству. Мы несказанно удивимся, когда будем исторгнуты из этого шумного игрища рукою смерти и поставлены перед судом Божиим. Тогда начнем издавать из себя глупый лепет: а мы не знали, а мы думали, что это игра, а нам так сказали. Господь, может быть, спросит: кто вам это сказал? И мы в ответ: Да вот был такой премудрый философ… Господь же ответит: так идите же к своему философу в преисподнюю, там с ним и дальше играйтесь, если его заветы стали для вас дороже Моих.

Наконец, кто-то может привести такой довод в пользу выбора на голосовании из двух или нескольких зол меньшего. Если мы не придем на выборы или «испортим» бюллетени, всех до одного повычеркивав, организаторы действа будут иметь соблазн воспользоваться нашими бюллетенями в своих интересах. На это ответим: пусть воспользуются. Грех будет всецело на них. Если они честные люди, то добросовестно скажут: столько-то человек не пожелало принять участия в выборах. Вот их бюллетени. И нисколько от нашей неявки не пострадают, разве только получат выговор от начальства. Если же воспользуются нашими бюллетенями в своих интересах, то понесут на своей голове грех, и за будущие преступные действия выбранных ими, а не нами, должностных лиц (Бог то все видит!) понесут ответственность. «Лжесвидетель погибнет, а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда» (Притч. 21, 28). 

Чем уже будет круг лиц, поддерживающих недобросовестных людей, тем скорее их тиранство навлечет на себя гнев Божий. А мы, которые не подали за них свой голос, не понесем на себе всей его тяжести. Последуем совету Священного Писания: «Видел я нечестивого, высящегося и превозносящегося как кедры ливанские, и прошел мимо, и не было меня, и вот стал искать его, и не нашел даже места его». Иногда молчание красноречивее любых слов. А для называющих себя демократами оно может быть даже страшнее любых слов. Это же актеры, а когда игру актера никто не смотрит, когда он кривляется в пустом зале перед одной только театральной труппой и техническими работниками театра, кому он нужен? Заокеанские хозяева просто вышвырнут его на свалку. Но нам что за печаль от крушения их карьеры и упразднения их балагана?

Так что хватит надеяться на князей, на сынов человеческих - в них нет спасения (Пс. 145, 3). Будем твердо отстаивать свои принципы, свое видение человека во власти и тем призывать на свои главы милость Божию.

Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии, специально для «Русской народной линии»



назад к списку новостей