С днем святого Патрика!

30 Март 2011

 

17/30 марта совершается память свт.Патрика

История Церкви знает примеры быстрого обращения языческих народов к христианской вере. Достаточно вспомнить о Крещении Руси, хотя тогда инициатива шла от князя Владимира, неподчинение которому грозило смертью. Обращение в христианство свободолюбивых скоттов и пиктов, населявших Ирландию в V веке, не могло происходить по русскому сценарию. Во-первых, из-за отсутствия централизованной власти в стране, а во-вторых, потому что многие влиятельные правители, включая главу крупнейшего клана, объявившего себя верховным королем Ирландии, не хотели принимать христианство. Однако обращение Ирландии в христианскую веру произошло довольно быстро. Этому способствовала необычайно успешная проповедь святого Патрика, прибывшего из Британии на место своего давнего пленения. Попробуем понять, в чем заключался успех проповеди этого человека, исходя из его личности и духовного наследия, которому он преемствовал.

Патрик пережил собственный опыт обращения ко Христу, когда он еще пас скот в ирландском плену. В его «Исповеди» мы находим такие строки: «Я каждый день пас скот и много раз на дню молился, и более и более увеличивалась во мне любовь к Богу и страх Его, и принуждалась вера, и приумножался дух, и доходило до сотни молитв в день, а часто до стольких же и ночью. Даже когда я оставался в лесах и горах, я поднимался до света для молитвы в снег, в мороз, в дождь, и, как сейчас вспоминаю, не ощущал никакого неудобства и никакой лености: ибо тогда пылал во мне дух». Насколько эти слова близки и понятны тем, кто когда-либо читал жития и писания православных святых, как древних отцов-пустынников, так и подвизавшихся в России, например, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского!

Святой Патрик наследовал духовное богатство галльских монастырей Лерина и Мармутье, его непосредственными учителями были святые Иоанн Кассиан и Герман Оксеррский, которых, в свою очередь, духовно наставлял святитель Иоанн Златоуст. Преемство православного учения святого Патрика в сочетании с опытом жизни в Ирландии дали благие результаты его миссионерских трудов и проповеди. Однако не все было так просто. До Патрика в Ирландии начал проповедовать святой Палладий Еленопольский, но из-за недостатка времени его проповедь не распространилась. Можно с большой уверенностью предположить, что местным друидским жрецам было известно о христианстве задолго до прибытия на остров Палладия и Патрика. Можно также предположить, что на острове уже существовали хаотически разбросанные христианские общины. И, вероятно, друиды имели эффективные средства для борьбы с надвигавшимся христианством. Поэтому святому Патрику необходимо было что-то особенное для достижения своей цели.
Любой читатель «Исповеди» святого Патрика обратит внимание на его необычайную откровенность, открытость и доверчивость, доходящие даже до самоуничижения и самобичевания, как перед Богом, так и перед людьми. «Исповедь» начинается словами: «Я, грешный Патрик, самый невежественный и ничтожный среди верных и для многих достойный презрения» и продолжается перечислением всяческих грехов (как и положено собственно в исповеди) на протяжении всего текста, а заканчивается словами: «И прошу... прочесть это письмо, написанное грешным невеждой Патриком». Он умаляет себя настолько, что возникает сомнение, как мог этот кажущийся столь немощным и слабым человек совершить столь грандиозную работу и обратить целую страну в христианство? Откуда взялась такая сила проповеди и духа, что перед ним отступили многоопытные друидские жрецы? Где источник того знания и силы, которые затем позволили ирландскому христианству достичь высочайшей для своего времени степени образованности и просвещенности? Известно, что к IX веку ирландцы были очень образованными людьми, и влияние их монашеской традиции простиралось далеко за пределы острова.

«Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи», — так некогда Господь ответил апостолу Павлу, просившему освободить его от определенной болезни. И апостол сказал: «Потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12, 9). Не этот ли благодатный образ избрал и святой Патрик, чтобы в самоуничижении предоставить себя Богу для совершения Его работы? Не потому ли бессильными оказались попытки язычников противостоять проповеди Патрика, что через него действовал Бог, и, пытаясь противостоять человеку, жрецы в действительности восставали на Бога? А сила Божия действительно открывалась во многих чудесах, совершенных по молитве святого. Традиционно вспоминают легенду о змеях, когда однажды по просьбе жителей Патрик собрал всех имеющихся на острове змей и других пресмыкающихся в одну коробку и выбросил ее в море. С тех пор на острове не водятся змеи, а Ирландское море очень бурное и пенистое.

Конечно, есть и более прозаические примеры того, как мудро и дальновидно действовал Патрик, обращая кельтов ко Христу. В тяжелых и опасных ситуациях ему помогало не только красноречие, убежденность и сила слова, но иногда и церковное золото. Так было, например, когда по просьбе Патрика, вероятно подкрепленной и другими «весомыми» аргументами, бриттский князь Коротик отпустил несколько тысяч плененных христиан.

Через пятнадцать лет после начала миссии святого Патрика христианство окончательно укрепляется на земле Ирландии, и в 445 году Патрик основывает главное архиепископство в Арма (Armagh). Святой Патрик становится первым примасом Ирландии, и на последующие века Арма остается центром Ирландской Христианской Церкви. Святой Патрик скончался, вероятно, в 493 году, и за 104 года своей трудной, но благодатной жизни он успел совершить множество духовных подвигов и оставил неизгладимый след в истории Ирландии и всего мира. Возвращаясь к тому, что мы говорили о немощи святого, которая предоставляла возможность действовать Богу через него, отметим, что именно это свойственно духу Православной Церкви, ее святым и подвижникам. Именно это качество и раскрывает нам святого Патрика как православного святого, почитаемого и ублажаемого всей церковной полнотой неразделенной Церкви. И именно через таких святых, как Патрик Ирландский, Христианская Церковь являет миру свое единство и неделимость.

Священник Георгий Завершинский.
О следовании за Христом.
Клин: Христианская жизнь, 2006, с. 348-352.



назад к списку новостей