Итак, мы в Каргате. Стоим на первом пути, прямо напротив вокзала. На противоположной стороне, «за линией», – как говорят местные жители, возвышается прекрасный храм, блистает куполом в лучах прожекторов ночной подсветки. Вид прямо-таки столичный. Снова планерка на станции и – по машинам. Я сегодня еду в село Убинское, там запланирована встреча со старшеклассниками все по той же теме: «семья и нравственность». Вообще Поезд за день охватывает по два района, тот, где Поезд стоит и соседний. Вчера я оставался в Коченево с Поездом, сегодня еду в смежный район – Убинский.
«Убу» в переводе с татарского языка означает «топь», «трясина». Названия «Убинское», «Убинка» становятся вполне понятны еще на выезде из Каргата: обилие камышей и чахлых деревьев по сторонам от дороги выдают многочисленные заболоченные участки, схватившиеся уже первым морозцем. А дороги здесь скорее напоминают дамбы, такие перекрестки из дамб и насыпей, иначе нельзя, иначе по весне все затопит и размоет. Поистине это край болот и озер, само озеро Убинское, давшее название и району, и райцентру – второе по площади в Новосибирской области. Кругом, сколько хватает глаз, заболоченная лесостепь, над которой возвышается только единственный ориентир – районный элеватор, подобный фэнтезийному замку какого-нибудь темного властелина. Как люди ориентировались в этих местах до строительства Московского тракта непонятно, везде ведь одна и та же картина: перелески и болотца, разделенные островками степи!
В XXI веке все проще, прямая дорога–дамба через 45 километров приводит нас в село Убинское к дому культуры. Часть группы поедет дальше в район, здесь останется только несколько миссионеров и готовящие для убинцев концерт артисты, а у меня – школа № 1, старшие классы. До школы я еще успеваю зайти в храм, (он недалеко, в самом центре села), и с удивлением узнаю, что здание храма до известного времени принадлежало райкому комсомола. Рядом с храмом – обветшалый памятник революционерам, так и хочется на нем написать: «sic transit gloria mundi».
Ровно в 11-00 стучусь в приемную директора, Москаленко Валентины Ивановны, представляюсь, докладываю, что прибыл и готов к выступлению. В школе тоже все готово но, прежде чем пришли дети, самый большой кабинет биологии заняли учителя, чтобы послушать священника. Ситуация напоминает вчерашнюю, конечно, в меньшем масштабе.
Наверное, только алгебра и геометрия школьной программы нигде не пересекаются с православием, поскольку не несут мировоззренческой нагрузки, математика ведь это только инструмент исследования, точный, но абсолютно равнодушный к проблемам человеческого бытия. Все остальные предметы, так или иначе, касаются тем, которые интересны и школьному учителю и священнику: история, обществознание, литература, мировая художественная культура, музыка, русский язык и, конечно, многострадальный предмет ОРКиСЭ, и даже биология, ведь Дарвин, создавая эволюционную теорию оставался верующим человеком, не находя существенных противоречий между наукой и Библией. Об этом интересно поговорить с учителями подробно, с каждым в отдельности, найти в рабочих программах те темы, которые может быть более ярко и доступно смог рассказать учащимся священник, или, по крайней мере квалифицированно подготовить учителя. Но у нас мало времени, приходится ограничиться лишь декларированием этих существенных точек пересечения. Был вопрос «не по теме», который потом мне задали еще раз на приеме у главы района Олега Фёдоровича Конюка: «как стал священником после НГУ?» Как стал? Просто однажды покрестился в храме, мама привела, это было интересно, да и модно тогда, в 91-м. Покрестился и остался…
Но вот и наши старшеклассники. Их не много, человек сорок, в школе только по одной параллели: один десятый и один одиннадцатый класс.
Относительно небольшая аудитория всегда располагает к более живой, более конкретной беседе, ребята смело задают вопросы, несмотря на присутствие зама по воспитательной работе. В некоторых школах в такой ситуации не проронили бы ни слова: «а вдруг заругают?» А здесь – молодцы и дети, и учителя, создавшие в школе атмосферу доверия. «Чем отличается патриотизм от национализма?», «можно ли замуж за иноверца?», «как побороть грубость и раздражительность?», «можно ли замуж, если мужчина намного старше?», ребят интересовали самые разные и теоретические, и практические вопросы. Расстаемся, надеюсь, друзьями, на прощание рекомендую по всем вопросам обращаться к отцу Дмитрию Бабкину, настоятелю убинского храма. Он внимательный и грамотный священник, к тому же – помощник благочинного по работе с молодежью.
Валентина Ивановна угостила по-домашнему вкусным обедом в школьной столовой. Вот преимущества сельской школы: половина ингредиентов выращена самими ребятами на пришкольном участке, от того и так вкусно. За обедом делимся чисто школьными проблемами: какая у учителей зарплата, какая нагрузка, кто замещает вакансии; сельская школа и наша православная гимназия похожи: у нас тоже по одной параллели, это и отличает нас от школ-гигантов.
После концерта в ДК и приема у главы района всей делегацией возвращаемся в Каргат – основной пункт сегодняшних мероприятий. Отец Сергий Лепешев показывает нам новый храм, воскресную школу и хозяйственные постройки. Год назад здесь еще ничего не было, а теперь комплекс почти готов. Поспорили с отцом Константином Работой, какой храм больше по площади: Александро-Невский в Новосибирске или этот. Мне кажется, что я прав, в Каргате – больше. Но это не так важно. Важно то, что остались на Руси благотворители, способные в кратчайшие сроки выстроить огромный храмовый комплекс. Вот в чем надо соревноваться российским бизнесменам, а не в том, у кого джип круче…
Вечерний концерт буквально зажег зрителей виртуозной игрой на инструментах и столь же виртуозным, динамичным танцем. Я, честно говоря, думал сначала, что буду скучать, ведь я уже видел программу вчера в Коченево, а часть номеров – сегодня в Убинке. Меня, выросшего в театральной семье, трудно чем-то удивить со сцены. Однако, я сильно ошибся. Полтора часа зрителям буквально не давали опомниться, появились новые исполнители и новые номера, а вчерашние сплелись совершено по-другому. Браво! В общем, на следующую встречу мы пришли просто пропитанные энергией творческих коллективов Поезда.
Эта воодушевленность оказалась весьма кстати, поскольку разговор предстоял о молодежной работе на приходе. Отец Сергий собрал молодых прихожан, чтобы обсудить возможность открытия каргатской православной «молодежки». Желающие есть. Как начать, чем заняться, кому за это отвечать, все это, кажется, обсудили со всех сторон и приняли решение. Бог в помощь! Будем ждать появления нового клуба.
Беседа с молодежью затянулось допоздна, и я в результате опоздал на вечернее правило в вагон-храм. Придется читать одному.
Завтра в нашей программе города-близнецы, Барабинск и Куйбышев.
протоиерей Андрей Ромашко