Слово Святейшего Патриарха Кирилла по окончании Литургии в Троице-Владимирском соборе г. Новосибирска.
24 августа, в ходе Первосвятительского визита в Новосибирскую митрополию, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения в честь святого равноапостольного великого князя Владимира верхнего храма Троице-Владимирского собора г. Новосибирска и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Тихон! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые высокие представители государственной власти! Уважаемый господин губернатор! Дорогие отцы, братья и сестры!
Я всех хотел бы сердечно поздравить с этим замечательным днем. Этот великий праздник для города Новосибирска имеет значение для всей Руси, потому что здесь, в центре Сибири, освящен храм в честь святого равноапостольного князя Владимира, величественный храм, свидетельствующий о силе веры, которая 1025 лет тому назад была привита душе нашего народа.
Трудно себе представить, что произошло за эти 1025 лет — и междоусобные брани феодально раздробленных частей Руси, и татаро-монгольское нашествие. А затем время созидания, сменившееся временем разрушения, Смутным временем, которое угрожало не просто распадом нашего государства и уничтожением России, но и уничтожением веры православной. И затем, когда годы созидания и благоденствия сменялись войнами, именно через Россию прошли самые страшные войны, которые сотрясли человечество за всю его историю. Это Наполеоново нашествие, это Первая мировая война, это Великая Отечественная война.
Мы знаем, что огромное испытание для верующих людей было связано с организованной борьбой, которую предприняло безбожное государство, желая искоренить веру, саму мысль о Боге из сердец наших людей. И знаем, что эти 1025 лет, наполненные радостями и страданием, взлетами и падениями, созиданием и разрушением, не разрушили православной веры.
И сегодняшнее освящение храма в честь святого равноапостольного князя Владимира — это некий символ того, что живет вера православная 1025 лет в нашем народе. И сегодня живет, несмотря на различного рода искушения и нападки. Она будет жить всегда. Хорошо было бы, чтобы это поняли те, кто думают, что своими нелепыми репликами в Интернете, своими злобными статьями они могут разрушить или даже поколебать то, что было создано не человеком, но Самим Богом.
Церковь никогда не будет поколеблена не потому что ее возглавляют какие-то особенно мудрые люди, не потому что она объединяет сильных и могущественных, но именно потому, что она объединяет и сильных, и слабых, и мудрых, и совсем простых. Она не являет собой образ человеческой силы, но, созданная Самим Господом и Спасителем, она являет Его Божественную силу и Его силой является непоколебимой.
Казалось бы, наш народ, который прошел через годы безбожия, должен впитать то, что было сейчас сказано, как некую аксиому. Нет ничего более очевидного, чем чудо присутствия веры в жизни народа нашего. Но тем не менее, бывает и так, что кого-то эти аргументы не трогают. Обычно это те, кто не знает истории, или знать ее не хотят, которые живут сегодняшним днем, своими чувствами, своими инстинктами, видят цель жизни в том, чтобы получать больше средств, больше тратить, больше наслаждаться, не думая о будущем — ни о своем собственном будущем, ни о будущем страны, тем более не задумываясь о судьбах рода человеческого.
Церковь же призвана помогать людям обращать взгляд свой вовнутрь, и через испытание самого себя, через исследование своей собственной внутренней жизни — делать правильные выводы и заключения, которые помогают верующему человеку строить отношения с ближними и дальними, видеть опасности переживаемого исторического момента, помогают духовно собраться, укрепиться благодатью Божией и противостоять там, где нужно противостоять, и отдать свои силы там, где нужно их отдать, для того чтобы сила Божия совершалась в человеческой жизни и являлась великолепием и красотой человеческих поступков, образа жизни в человеческом творчестве, в молитве, в благочестии, в чистоте и в красоте таких стен, какие обрел этот храм, вознесенный здесь, в центре Сибири, в память о 1025-летии Крещения Руси.
Два чувства испытываешь, когда участвуешь в таком богослужении. Первое — это чувство радости. Радуешься сразу же при первом соприкосновении с храмом за тех, кто будет в этот храм ходить. Радуешься за тех людей, которые вместе молились в день освящения. Радуешься сам по себе, потому что видишь это великолепие, эту чистоту, эту устремленность к небу человеческих сердец и умов.
А что такое радость? Радость — это отблеск в нас Божиего Царства. В Боге — вечная радость. Не веселье, которым мы иногда пытаемся возместить какую-то депрессию, потерю настроения или снять стресс. Речь идет о другом. Радость, идущая от Бога, не оставляет человека. И так будет в Царствии Божием, так бывает с теми людьми, которых Церковь называет святыми — они постоянно пребывают в радости.
Я уже приводил этот пример, но приведу его и сейчас. Только что я вернулся с Соловков, из знаменитого на весь мир Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Там я посещал одну из пустыней этого монастыря, где в течение всего года живет один монах. Можно себе представить зиму рядом с арктическим кругом. Можно себе представить, что означает одиночество, особенно в эти темные дни и ночи. И я спросил его, как он себя чувствует, как он перенес зиму? В ответ на это я получил удивительное свидетельство человека, которому можно доверять, ему нечего было рассказывать мне сказки. Мы были с ним вдвоем, и он, конечно, представить себе не мог, что я расскажу об этом людям. Но меня поразил его рассказ. Он сказал: «Когда я прихожу в храм, — а там маленький намоленный храмик в этой самой пустыни, — и ночью молюсь перед лампадами, я испытываю такое счастье, что закрываю глаза и говорю: "Господи, за что Ты мне это послал!"»
Физически это здоровый человек, прошедший суровую жизненную школу. Его нельзя заподозрить в излишней эмоциональности и тем более в нарушении психики, это очень сильный человек. И он поделился этим удивительным своим опытом радости молитвы ночью в полном одиночестве перед горящими лампадами, и сказал, что для того, чтобы не разрушить это состояние души, он даже свечу боится зажигать, что слишком, мол, много света, слишком много воздействия извне на то, что происходит в глубине души.
Вот это и есть радость, которой не страшно ни одиночество, ни суровые климатические условия, ни ограниченность в пище и в еде, ни отсутствие денег, карьеры, счетов в банке, недвижимости, автомобилей и всего прочего, ради чего сегодня живет и работает современный человек. Тот самый инок живет уже Царствием Божиим.
Эту самую радость, как я сказал, отблеск этого Божиего Царства и мы ведь сегодня чувствуем во время освящения храма. И нужно помнить, что радость, которая приходит к нам в сердце во время богослужения, молитвы, через причащение Святых Христовых Таин — это прикосновение к нам Божией благодати. Это не внешние факторы, не результат нашей внутренней какой-то работы, это извне Божественная энергия прикасается к нам и нас, часто немощных и слабых, укрепляет через соприкосновение с особым чувством радости.
И второе чувство, думаю, должно сопровождать сегодня всех нас. Это чувство благодарности, и в первую очередь — благодарности Богу. Кстати, Евангелие, которое мы сегодня слышали (Мф. 15:32-39), повествующее о том, как Господь накормил семью хлебами семь тысяч людей, совершив чудо, тоже связано с темой благодарности. Потому что наверняка те голодные люди, которые пришли на берег Генисаретского озера, чтобы слушать Спасителя, и не мечтавшие вкусить пищу, вдруг обрели такую возможность и насытились, и, конечно, благодарили. И у нас сегодня пир веры, и мы благодарим Бога за эту духовную пищу, которую Он нам подает.
Замечательно святитель Иоанн Златоуст сказал: «Хотя наша благодарность ничего не может прибавить Богу, она нас приближает к Нему». А святой подвижник и писатель III-IV века, который отделен от нас почти 1700 годами истории, Петр Дамаскин сказал замечательные слова: «Насколько мы благодарим Бога, настолько мы к Нему приближаемся».
Почему же благодарение Богу приближает нас к Нему? А потому что, когда мы благодарим Бога или даже какого-то человека, сознательно или бессознательно мы самих себя отодвигаем на второй план. Сознаем мы это или не сознаем, но мы признаем роль Бога или даже другого человека в нашей жизни. Потому что Бог или ближний наш, который сделал нам добро, сделал то, чего мы сделать не могли. Благодаря, особенно Бога, мы исповедуем свою ограниченность, отсутствие абсолютной силы и способности сделать всё.
И как замечательно говорит тот же Иоанн Златоуст: «Благодарение Богу есть не что иное, как исповедание наших собственных грехов». Казалось бы, какая связь? А связь-то самая прямая. Если благодарим Господа, то понимаем, что то, что Он сделал, мы сделать не можем. И это самокритичное, разумное, трезвое отношение к себе не может не обратить наш ум на наши собственные слабости и на наши грехи. И поэтому благодарение Богу внутри себя содержит готовность человека, в том числе, и принести покаяние. Вот почему благодарение является величайшим актом религиозной жизни. Мы просим Бога, мы благодарим Его и мы прославляем Его в наших молитвах. И насколько благодарим, настолько мы приближаемся к Нему.
Давайте запомним эти замечательные слова святителя Иоанна Златоуста и Петра Дамаскина. И всякий раз, благодаря Бога за то, что Он нам дает жизнь, будем понимать, что приближаемся к Нему. А благодарить Его есть за что.
Каждый из нас обладает здоровьем. В той или иной мере, но мы имеем это здоровье, мы имеем возможность созерцать зрением своим красоту мира, мы можем слышать звуки, мы можем мыслить, мы можем говорить, мы можем общаться с другими, мы можем творить то, что можем, своими руками и своими мыслями. Это ли не величайший дар Божий? Это ли не милость Божия, которую осознаем только тогда, когда видим рядом с собой людей с ограниченными возможностями, которые не могут делать того, что мы делаем?
У нас есть за что благодарить Бога — и за Отечество наше, которое прошло через такие страшные исторические испытания и являет сегодня пример страны свободной, где каждый человек может заниматься тем, чем он хочет заниматься, исповедовать веру или быть неверующим, развивать культуру, искусство, образование. Дай Бог, чтобы только эта наша свобода была теперь поддержана необходимыми экономическими условиями и большей справедливостью в нашем обществе. И тогда мы еще более будем благодарить Бога за милость, которую Он к нам приклоняет.
Будем благодарить Господа и за Церковь нашу, которая, пройдя через испытания, оказалась живой и действенной, и за храм этот величественный, который построен здесь, в сердце Сибири, за каждый день своей жизни, памятуя, что через благодарение Богу приближаемся к Нему.
Но очень важно также и в жизни благодарить. Понимаю, что строительство храма это огромный труд, и знаю это по своему собственному опыту. Трудятся все — и те, кто изыскивает средства, те, кто руководит строительством, кто решает административные вопросы, кто физически созидает этот храм.
Труды положены большие, и хотел бы сердечно поблагодарить всех — и Вас, владыка Тихон, и владыку Артемия, который, еще служа здесь, в Новосибирске, сделал очень много для того чтобы приблизить этот день. Хотел бы поблагодарить областные, городские власти, благодетелей, спонсоров, тех, кто строил это великолепное здание, и всех тех, кто своими трудами и молитвами поддерживал это строительство.
В память о сегодняшнем дне и в знак благодарности я хотел бы преподнести для сего святого храма образ Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии», чтобы Царица Небесная Покровом Своим сохраняла и храм сей, и город Новосибирск. Пусть этот образ пребывает в этом храме в память о том замечательном событии, через которое мы все сегодня прошли.
Храни вас Господь! С праздником!