Проект «Программа 120»: православная Сибирь, которую нам нужно возродить

24 Июнь 2013

Дореволюционная Россия представляется нашему сознанию как православная держава с огромным количеством храмов, монастырей, часовен, колоколен.

 

Проект «Программа 120»: православная Сибирь, которую нам нужно возродить «Случалось ли вам, приближаясь с суши к какому-либо порту Ламанша или Бискайского залива, увидать мачты судов, стоящих за прибрежными дюнами? Песчаные валы скрывают город, пристани, набережные, даже самое море, и перед вами — только лес мачт с ослепительно белыми парусами, развивающимися вымпелами… Чудодейственное появление эскадры среди твердой земли вас несказанно поражает. И вот точно такое же впечатление произвела на меня Москва, когда я впервые ее увидел. Огромное множество церковных глав, острых как иглы шпилей и причудливых башенок горело на солнце над облаками дорожной пыли, в то время как самый город и линия горизонта скрывались в дрожащем тумане…». Такое красноречивое и живописное описание Москвы, хотя может быть не абсолютно точное, оставил французский путешественник маркиз Астольф де Кюстин, не отличавшийся любовью к России, однако пораженный увиденным.

Сколько же храмов было в дореволюционной Москве? Чаше всего на этот вопрос следует ответ: «Сорок сороков». А некоторые при этом готовы произвести расчет: сорок умножит на сорок — значит в Первопрестольной было 1600 храмов. Эта цифра не совсем точна. По подсчетам исследователей. В Москве к началу 20-х годов XX века было 848 храмов, в них было 1620 освященных престолов.

А сколько же храмов было в Сибири? Разумеется, Сибирь была малонаселенной территорией империи, и число храмов за Уральским хребтом было существенно меньшим, чем в европейской части России. Причем в Западной Сибири, как более населенной, их было больше чем в Восточной. Попробуем подсчитать количество храмов, молитвенных домов и часовен на территории современной Новосибирской области к концу 20-х годов XX века, когда началось массовое закрытие храмов. Сейчас в административно-каноническом отношении — это Новосибирская Митрополия, состоящая из четырех епархий: Новосибирской, Искитимской, Каинской и Карасукской.

Каждые пять–шесть лет в Томской епархии, в которую до революции входила большая часть Новосибирской области, выпускалась обширная Справочная книга объемом страниц 500 — 600, в которой точно и подробно фиксировались сведения о епархиальном архиерее, духовной консистории, духовных учебных заведениях, церконообщественных, просветительных и благотворительных организациях, миссионерстве, монастырях и, конечно, благочиниях и приходах епархии, с указанием состава духовенства, кратких биографических справках о каждом священно- и церковнослужителе, истории прихода и храма. Последняя такая книга перед революцией вышла в 1914 году.

Некоторая часть современной Новосибирской области входила в состав не Томской, а Омской епархии. Но количество храмов на этой территории к 1914 году также можно подсчитать исходя из Справочной книги по Омской епархии, вышедшей в 1914 году.

Конечно, церкви строились и освящались и после 1914 года, более того, храмы продолжали строиться и в период гражданской войны, и даже в 20-е годы. Последних, разумеется, было очень мало. Например, в середине 20-х годов была построена кладбищенская церковь Успения Пресвятой Богородицы, которую помнят многие новосибирцы, а также храм в честь Святителя и Чудотворца Николая в селе Новолуговом близ Новосибирска.

Но точному учету этих храмов способствует наличие двух важных документов из Государственного архива Новосибирской области. В 1927 году в административный отдел Новосибирского окружного исполкома Новосибирской епархией был представлен список всех храмов по благочиниям с указанием служащего духовенства. А в 1945 году первый уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров СССР по Новосибирской области составил список всех культовых зданий по районам области с указанием их состояния и времени закрытия.

Анализ всех этих источников позволяет утверждать, что к концу 20-х годов на территории Новосибирской области находилось 360 храмов и часовен, причем в это число входит только 9 часовен, где не совершалась Божественная Литургия.

В этот период на территории нынешней Новосибирской и Бердской епархии было — 36 храмов и 1 часовня. Но нужно учесть, что подавляющее большинство храмов Новосибирской и Бердской епархии находятся в Новосибирске. А количество храмов в районах еще не достигло того числа, которое было раньше: в Колыванском районе было 15 храмов, а в Новосибирском сельском — 12 и 1 часовня. На территории, которую сейчас занимает Искитимская и Черепановская епархия — было 94 храма и 1 часовня, на территории Каинской и Барабинской — 137 храмов и 6 часовен, Карасукской и Ордынской епархии — 84 храма и 1 часовня.

Сейчас в Новосибирской области 165 храмов. Возведение каждого храма — огромный труд, с которым простым жителям, без помощи государства и благотворителей, не справиться. Сейчас в России реализуется несколько совместных проектов Церкви и государства по возведению храмов. Интересен опыт Москвы и Камчатки.

В августе 2010 года в Москве был утвержден проект «Программа 200», которая предполагает возведение в российской столице 200 новых православных храмов. С такой инициативой выступила общественность Москвы и это начинание горячо поддержали президент Д.А. Медведев и премьер-министр В.В. Путин, а также мэр Москвы С.С. Собянин. Земельные участки на безвозмездной основе выделяются Правительством города Москвы. На сегодняшний день 8 храмов уже построено, а 15 возводятся в настоящий момент.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на первом совещании по вопросу строительства в Москве 200 храмов сказал: «Проект, который мы будем осуществлять, важен не только для столицы — он важен для всей страны, потому что по столице «сверяют часы», столица является примером. Если нам удастся осуществить задуманное, то соответствующим образом изменится религиозная картина всей России; и поэтому Церковь придает очень большое значение осуществлению этой программы».

Действительно, опыт Москвы уже переняли в некоторых регионах России. На Камчатке епископ Артемий (Снигур) выступил с инициативой строительства в Петропавловской и Камчатской епархии 20 храмов — в каждом районном центре, а также в крупных городах края. С таким расчетом, чтобы храм был в шаговой доступности для жителей. Попечительский совет Фонда имени митрополита Нестора возглавили епископ Петропавловский и Камчатский Артемий и губернатор Камчат ского края В.И. Илюхин.

Жители Новосибирской области также нуждаются в том, чтобы храм был в каждом селе. В настоящее время почти каждый день на имя Управляющего Новосибирской Епархией поступают письма от жителей сел со всей Новосибирской области. Просьба у селян одна — благословить открыть храм. В большинстве случаев у просящих нет средств на строительство церкви. Но сбор подписей и обращение к Митрополиту за благословением и советом — первый шаг к открытию прихода.

Прошения об открытии храмов поступают в Епархию не первый год. Но если в 90-е годы, по словам Митрополита Тихона, письма приходили раз в квартал, то сейчас бывает до пяти просьб в день. 20 лет назад к Владыке Тихону обращались, в основном, жители районных центров. И на сегодняшний день храм есть в каждом райцентре, теперь письма поступают все больше из отдаленных сел и деревень. «Эти письма нельзя читать без содрогания, — рассказывает Митрополит Тихон. — Недавно пришло письмо: “Владыка, у нас нет денег, чтобы построить храм или часовню, помогите хотя бы поставить поклонный крест. Мы погибаем”. Там, где открывается храм, деградация населения останавливается, люди не уезжают и начинают работать, село постепенно расцветает», — уверен Владыка Тихон.

По словам Владыки Тихона, в Новосибирске также необходимо поднять вопрос о создании Фонда по строительству новых храмов в Митрополии. Поступило предложение построить 120 храмов, ведь решение о принятие подобной программы принимается в год 120-летия города Новосибирска. «Если мы построим в ближайшие годы 120 храмов, то мы приблизимся к тому количеству храмов, которое было в Новосибирской области до революции, и таким образом восстановим историческую справедливость, — говорит Митрополит Тихон. — Среди новосибирцев много людей, которые занимаются благотворительностью, и, я думаю, нам по силам будет это строительство. По примеру Москвы и Камчатского края я призываю людей объединиться вокруг создаваемого Фонда для исполнения этой задачи в Новосибирской области».
 

Протоиерей Виталий БОЧКАРЕВ, Лилия ТКАЧЕНКО
"Вестник Новосибирской Митрополии" № 7 (113), июнь 2013 г.



назад к списку новостей