14 июня - 18 августа в Краеведческом музее (Вокзальная магистраль, 11) - проходит выставка "Образ Богоматери" из собрания Государственного исторического музея (г. Москва)

16 Июнь 2013

Новосибирский государственный краеведческий музей
представляет выставку русского церковного искусства
из собрания Государственного исторического музея (г. Москва)
"Образ Богоматери"

 

Открытие: 14 июня 2013 г., 16:00
Вокзальная магистраль, 11


Выставка посвящена одной из наиболее значимых тем в русском церковном искусстве - иконографии Богоматери. Собрание икон Государственного исторического музея (г. Москва) позволяет представить как земную жизнь Богоматери ("Рождество Богоматери", "Благовещение", "Введение во храм"), так и небесную ("Царица Небесная"), развернуть обширный ряд чтимых богородичных образов ("Владимирская", "Тихвинская", "Смоленская", "Казанская", "Толгская", "Феодоровская"), раскрыть тему явлений Богоматери русским святым ("Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому", "Явление Богоматери пономарю Юрышу" и другие).

Большой интерес представляют образы чудотворных икон Богоматери ("Владимирская" и другие), которые также включены в состав выставки. Также среди произведений – очень редкие иконы Пресвятой Девы ("Покрой нас кровом крылу Твоею", "Целительница", "Августовская" и другие).

Посетители смогут увидеть иконы, созданные в период с XVI в. по начало XX в. Каждый образ имеет особую историю своего явления миру. Эти образы на протяжении веков глубоко почитались верующими, о них слагались легенды, они были притяжением паломников в разные времена.

В залах музея представлены более 70 произведений. Дополняет состав выставки ряд литургических предметов, на которых традиционно помещались образы Богоматери.

Выставка работает ежедневно с 14 июня по 18 августа 2013 г. с 10:00 до 20:00. Стоимость билетов 40-60 руб. Без возрастных ограничений. НГКМ, ул. Вокзальная магистраль,11. Тел. 227 15 43. www.museum.nsk.ru

Богородичная тема является едва ли не центральной в православной иконографии. Иконы, фресковые ансамбли, книжная миниатюра, позже гравюра — вместе дают большое число типов и изводов изображений Пресвятой Девы. Столь пристальное внимание к богородичной тематике восходит к глубокой древности. Русь, приняв крещение в 988 г., стала преемницей традиций Византии. После принятия христианства характерной чертой русского религиозного сознания стала вера в особый патронат Богоматери над Русью. Первый русский по происхождению киевский митрополит Иларион (XI в.) в Слове о законе и благодати писал, что князь Владимир, крестивший Русь, "предал свой народ и град святой в покровительство Скорой помощнице христианам Пресвятой и Преславной Богородице". Древнейшим из русских сохранившихся изображений Богородицы, ставших впоследствии чтимыми, является мозаика "Богоматерь Оранта" в апсиде алтаря Софийского собора в Киеве (1037—1040-е годы). Этот образ со временем получил название "Нерушимая стена", восходящее к одному из эпитетов из Акафиста Богоматери. С XII в. на Руси складывается традиция строительства храмов, освященных во имя Успения Богородицы. Успенский храм (1073 г.) Киево-Печерской обители во многом повторял собор константинопольского Влахернского монастыря, хранившего прославленные святыни византийской столицы — ризу и пояс Богоматери. Главным праздником Влахернского храма было Успение Богородицы. Таким образом, со строительством Успенского храма на Русь переносится константинопольский культ реликвий Богородицы, киевский же Успенский храм становится образцом для последующих сооружений, а сама традиция, несущая градозащитный смысл и восходящая к этому собору, будет жить в течение всего русского Средневековья. Так в сознании русского народа с образом Богоматери соединились идеи целостности и независимости государства. Помимо почитания икон Богоматери, воспринимавшихся в разные периоды как палладиумы государства ("Нерушимая стена" — в киевский период, "Владимирская" — в московский, "Казанская" — на завершении московского и в петербургский период), каждый центр стремился иметь свою местную богородичную святыню.
В разное время прославились иконы Богоматери "Смоленская", "Боголюбская", "Толгская", "Тихвинская",
"Шуйская Смоленская", "Казанская" и другие, названия которых несут в себе топонимические определения.
К концу XIX в. количество икон, известных чудотворениями, выросло едва ли не до тысячи.
"…Чудотворных икон Матери Божией, как звезд на небе, никто еще не мог исчислить: число их знает только
Сама Царица Небесная" (Земная жизнь Пресвятой Богородицы / Сост. С. Снессорева. Ярославль, 1993. С. 3).

Новосибиркий краеведческий музей



назад к списку новостей