ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ТИХОНА

16 Апрель 2012

Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Тихона, митрополита Новосибирского и Бердского боголюбивым клирикам, честному монашеству и благочестивым мирянам Новосибирской и Бердской Митрополии

«Воскресе Христос, и жизнь жительствует!»
(Слово на Пасху Святителя Иоанна Златоуста)

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сёстры!

Святой Апостол Павел, отвечая на вопрос, для чего мы, христиане, крестились, таинство нашего крещения связывает с Воскресением Христовым: «дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4).

О Пасхе как об обновлении жизни воспевается и в дивном пасхальном каноне Преподобного Иоанна Дамаскина: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало» (тропарь 7-й песни канона Пасхи).

Во свете Христова Воскресения мы видим, что добро сильнее зла, что подлинное счастье человека может быть только в Боге и что «мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр. 3, 14). Светлое Христово Воскресение связывает человека с вечностью, со смыслом мироздания и смыслом его собственной жизни.

Почему же мы с таким нетерпением ждём Пасхи, которая приходит и уходит? — размышляет Преподобный Феодор Студит. — «Не в течение ли многих лет мы совершали её? И настоящая Пасха пройдёт. Ибо ничего нет постоянного в этом веке. Но дни наши проходят как тень (Пс.143, 4), и жизнь наша стремится, как быстрый всадник, пока нас не приведёт к концу жизни.

Что же, говорят, разве Пасха не желанна? Конечно, желанна и очень. Как же нет? Но Пасха совершаемая ежедневно. Какая же это? — Очищение грехов, сокрушение сердца, слеза умиления, чистота совести, умерщвление нечистоты, страстей, и всякого другого действующего порока (Кол. 3, 5). Ибо тот, кто удостоился быть в таком настроении не однажды в год, но, так сказать, ежедневно совершает Пасху и празднует Господу Богу праздник многожеланный» (Оглашение 67 из творения «Малое оглашение»).

Великий подвижник веры и благочестия Преподобный Серафим Саровский достиг такого благодатного состояния, и в любой день года мог сказать ближнему: «Радость моя! Христос Воскресе!».

Пасха Христова — это величайший праздник победы жизни. Поэтому Святитель Иоанн Златоуст, призывая всех насладиться светлым пасхальным торжеством, восклицает: «Воскресе Христос, и жизнь жительствует

Если мы будем стремиться к той вечной Пасхе, то со страхом Божиим будем проводить время земного странствования нашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены мы от суетной жизни, «но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Пет.1, 17–19).

Воскресший Христос победил смерть, и у нас есть надежда жизни вечной. Но чтобы её получить — надо пройти через скорби, через борьбу, через обновление своей души, и тогда человеку открывается путь в Царство Небесное.

Жизнь наша, братья и сёстры, не в том, чтобы грешить и каяться, а в том, чтобы не грешить, — чтобы остановить действие греха в своем разуме, в своей душе. Но нельзя забывать, что для полного истребления греха необходим подвиг. Поэтому празднику Пасхи Христовой всегда предшествует Великий пост. Тот, кто очистил себя покаянием во время поста, — получает от Бога помощь. Расстался человек, с помощью Божией, с грехом, с пороком — приходит Благодать Божия. А когда человек в чистоте душевной встречает праздник Воскресения Христова — воскресает его душа. Тогда он по-другому воспринимает окружающий мир, по-другому понимает смысл и цель бытия, по-другому относится к окружающим людям, — и душа его воскресает. Как это происходит? — Это тайна общения души человеческой с Богом. «Вкусите и видите, яко благ Господь» (Пс. 33, 9).

Для нас, христиан, нет истины, более радостной, как преславное Воскресение Христово. В этой истине заключается смысл нашей жизни. Господь победил смерть и открыл людям двери в вечную жизнь.

Многие люди, как известно, не удовлетворены жизнью. Многие считают, что, прежде всего, необходимо поднять экономику и всё остальное приложится нам. Но Христос Спаситель говорит иное:«Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6,33).

Нынешний год Богом хранимая страна наша проводит как Год Российской истории.

Нынче мы отмечаем 1150-летие Российской государственности, о начале которой свидетельствовал Преподобный Нестор Летописец в «Повести временных лет».

Ныне Русская Церковь молитвенно прославляет Священномученика Патриарха Ермогена, патриотический подвиг которого 400 лет тому назад помог преодолеть Смуту и спасти Россию.

В этом же году мы будем вспоминать 200-летие Бородинской битвы, а в грядущий праздник Рождества Христова вся Россия будет совершать благодарение Богу за дарование России Победы в Отечественной войне 1812 года.

Год Российской истории призван обновить историческую память нашего народа и помочь понять — от чего происходят страшные беды стран и народов, и без чего не может быть достигнуто благоденственное и мирное житие Отечества и народа. За свою многовековую историю русский народ многократно противостоял междоусобицам, смутам и внешним напастям. Но Вера Православная и верность заветам отцов всегда помогали Святой Руси восставать из глубины зол и скорбей. И ныне Покров Матери Божией и молитвы Новомучеников и Исповедников Российских помогают противостоять разрушительным тенденциям и охранять Россию — священную нашу державу.

Нынешний год вписал особые строки и в летопись Новосибирской епархии, которая определением Святейшего Синода Русской Православной Церкви возвышена на степень Митрополии.

Радуясь пасхальной радостью, будем молиться, чтобы в новых епархиях, входящих в Новосибирскую Митрополию — Каинско-Барабинской, Карасукско-Ордынской и Искитимско-Черепановской — «слово Божие росло и распространялось» (Деян. 12, 24), чтобы умножались в этих епархиях православные приходы, храмы, часовни, монашеские обители, воскресные церковно-приходские школы, православные гимназии, чтобы укреплялось социально-благотворительное служение и чтобы до каждого, даже самого малонаселенного пункта достигала радостная весть о Воскресении Христовом.

Воскресший Спаситель мира каждого из нас призывает к воскресению в жизнь вечную. Путь Креста и Воскресения — это путь каждого христианина. Раз мы носим имя Христово, называем себя христианами, мы должны пройти такой путь. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34), — призывает Спаситель мира. Проходя же этот путь, — путь Христов — мы должны быть носителями правды Божией. Через терпение скорбей, страданий, мы должны нести в этот мир правду Божию, и это будет лучшим свидетельством о Воскресении Христовом.

Да укрепит всех нас Воскресший Христос Господь в молитве, во взаимной любви, в делах сострадания и милосердия, в заботе о духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи. Будем прилагать усилия к тому, чтобы не только жизнь каждого из нас, но и жизнь всех людей, всего общества устраивалась по Божиим заповедям. Потому что их исполнение принесёт благодатный мир и радость людям.

Будем поддерживать друг друга, помогать ближним, чтобы никто не чувствовал себя забытым, оставленным, униженным. Будем непрестанно устремляться к Небу во всех помышлениях, намерениях и поступках, помня призыв апостола Павла: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» (Кол. 3, 1). Потому что в эту радостную ночь мы собрались в наши храмы не только для того, чтобы стать участниками нынешнего пасхального торжества, но и ради освящения всей жизни нашей.

 

«Воскресе Христос, и падоша демони.
Воскресе Христос, и радуются Ангели.
Воскресе Христос, и жизнь жительствует.
Тому слава и держава во веки веков. Аминь».

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! — ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

ТИХОН, Митрополит Новосибирский и Бердский
Пасха Христова
2012 год
г. Новосибирск



назад к списку новостей