Встреча с государем

07 Октябрь 2011

Быть Царем - это посвящение, спокойствие и умеренность,
самоограничение, умение управлять государством,
быть олицетворением национального единства и веры в человека.

Царь Болгарский Симеон II

1.

«Когда же ты успел стать монархистом? - вполне серьезно спросили меня однажды. - Время, в которое ты родился, в котором воспитывался, явно этому не способствовало! Вокруг сплошной атеизм, церкви снесены или закрыты, а в те, что открыты, лучше не заходить - узнают, неприятностей не оберешься! О Царе вообще никто ничего не говорил, а если имя Государя где-то и упоминалось, то исключительно в негативном ключе. Так откуда же в тебе этот дух?» А действительно, откуда?

Мое детство прошло на Урале. В памяти всплывает: начало 70-х, я учусь в третьем классе, в классную комнату входят дяденьки, дружелюбно поглядывая на нас, раздают тетрадные листы «в клеточку» и просят написать, кто из наших родственников ходит в церковь. Я пишу - «бабушка», которой уже далеко за 80, понимая, что ей за это ничего не будет. И не вписываю маму и себя... Дяденьки собирают листки, складывают их в папочку и уходят. А у меня на душе очень неспокойно. В следующий раз к нам в школу приходит старенькая учительница - она учила самого Павлика Морозова! Женщина рассказывает, какой он был хороший, прилежный, усидчивый, «ну прямо как Ленин!», и как хорошо он сделал, что «сдал» своего отца. Но ее рассказ не кажется мне убедительным. Позже, когда я уже учился в седьмом классе, на Пасху в храме во время праздничной Божественной Литургии ко мне подошел батюшка и пригласил пройти с ним молиться в алтарь, подальше от чужих глаз. Однако уже на следующее утро в школе меня сразу провели в кабинет директора: «Саша! Нам только что сообщили, что ты вчера был в церкви!.. Как ты мог! Ты же советский мальчик!..» И так далее.

И еще вспоминаю. Мама подходит ко мне и тихо говорит: «Отца Петра сегодня вызывали (о том, куда вызывали, кто вызывал, она не уточняет, но и так все было понятно), ровно через 24 часа он должен уехать, вечером никуда не уходи, мы пойдем с ним попрощаемся». Отец Петр... Сильнейший проповедник! К нему шли и шли люди, к нему тянулась молодежь, и вот это как раз и стало причиной высылки священника. Я хорошо помню тот зимний вечер. Вокруг темно, и мы с мамой пробираемся переулками к дому, куда перед отъездом должен был зайти батюшка. В доме много народа, но свет никто не включает, окна плотно задернуты шторами, горит свеча. Неожиданно на улице раздается тарахтенье мотоцикла, затем наступает тишина и потом - скрип половиц в прихожей под чьими-то ногами. Входит отец Петр, и люди все как один устремляются к нему. Он благословляет своих духовных чад, благословляет меня, люди начинают плакать, он, как может, утешает нас...

...И как я должен после этого относиться к «воспитавшей» меня советской власти? Тем более, что я знал, как на Тамбовщине раскулачивали нашу семью, как чудом избежал ареста дед - ему удалось скрыться перед самым приходом чекистов, как многодетную семью выкинули на улицу, как мои родные голодали: из тринадцати детей в живых остались четверо, остальные умерли от голода и болезней. Естественно, я воспринимал советскую власть как власть богоборческую, жестоко преследующую за веру, инакомыслие.

Нет, в семье я никогда не слышал ни злобных выпадов в адрес советской власти, ни каких-то других видимых проявлений недовольства. Но и о царе никто мне не говорил. Разве что однажды, когда взрослые собрались вечером за столом отпраздновать день крещения моего школьного друга, услышал от них песню: «Так за Царя, за Родину, за Веру, мы грянем громкое: ура! ура! ура!», - после которой мурашки побежали по спине. Но поскольку я ходил в церковь и общался с верующими пожилыми людьми, со старыми священниками, то по их скупым рассказам о том времени все-таки имел какое-то представление о том, как люди жили при Царе-Батюшке. И это представление понемногу, далеко не сразу, но, по-видимому, формировало во мне монархическое сознание. Это уж потом, когда вырос, начал читать самиздатовские книги о Самодержавии, стал учиться в семинарии, моя приверженность монархической идее укрепилась настолько, что я в конце концов стал убежденным монархистом. В моем сознании настоящая власть - это монархическая власть, при которой Помазанник Божий отвечает перед Богом за свой народ, за его духовное состояние. Да, царь должен в первую очередь заботиться о бессмертной душе своего народа. А что мы слышим сейчас? Экономика! Рост благосостояния! Потребительская корзина! А о душе никто не беспокоится. А ведь не хлебом единым жив человек. Забываем слова Господа: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12; 20).

У людей, которые не понаслышке знают о моих монархических настроениях, они не вызывают вопросов. А вот новые знакомые, узнав о моих взглядах, вскидывают брови. Для них это становится неожиданностью. Хотя лично мне не понятно, что здесь может быть неожиданного и удивительного. Россия испокон веков была монархической державой, и лишь только последние почти сто лет ею правит политическая элита. Впрочем, за семьдесят страшных лет коммунистического ига в людях постарались вытравить, а из многих - вышибли православный дух, и у этих несчастных теперь за душой уже ничего не осталось. Ничего духовного, ничего православного... А монархическая власть в России ассоциируется у меня исключительно с Православием.

2.

В 2003 году Господь сподобил меня посетить Болгарию. Во время пребывания на болгарской земле я зашел помолиться в один из новых монастырей. Ко мне подошли его насельницы и попросили расписаться в памятной книге. Я открыл книгу и увидел в ней запись, которая принадлежала 36-му Царю Болгарскому Симеону II. Зная по опыту, что ничего случайного не бывает, и будучи в душе своей уже убежденным монархистом, я расценил это как милость Божию ко мне, грешному.

Идеи создать фильм (документальный фильм «Царь Болгарский») тогда еще не было. Она появилась значительно позже. Думаю, она не могла не появиться, потому что все эти годы я мысленно постоянно возвращался к этому важному для меня событию. Тем более что трагедия наших, российских, святых Царственных Страстотерпцев близка к трагедии семьи Болгарского Царя Симеона II. До сих пор помню, как много лет назад старенький алтайский священник, вспоминая о чудовищной расправе над Царской семьей в Ипатьевском доме, говорил о Свердловске: «Проклятый город, провалится в бездну...» Коммунисты - мы это хорошо знаем! - могли с легкостью уничтожить и Симеона, пусть и совсем еще ребенка, и его мать, и его родственников, как они уничтожили его регентов, среди которых был его дядя Князь Болгарский Кирилл - расстреляли, сбросили тела в яму и могилу сровняли с землей... Узнаваемый почерк.

Царь Болгарский был вынужден покинуть Родину и пятьдесят семь лет провести в изгнании. Пятьдесят семь лет... Немыслимо. Но бессмертны слова святого князя Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде!» Пусть и более чем через полвека, но Милостью Божией Православный Царь Симеон II вернулся к своему народу.

По моей просьбе мой добрый друг Иван Желев Димитров, профессор богословия, в прошлом министр вероисповедания Болгарии, раскрыл Его Величеству наш замысел создать о нем - Православном Царе! - фильм и испросил Его разрешения на нашу встречу с ним. Симеон II, несмотря на большую занятость, весьма благосклонно отнесся к этому предложению. В июле 2011 года, по благословению Архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона, наша съемочная группа прилетала в Софию. Было заранее решено, что вести беседу с Православным Царем Симеоном II будет мой единомышленник, член Александро-Невского братства Заслуженный артист России Юрий Беляев.

Чтение Символа ВерыМы тщательно продумали каждый наш шаг, однако все равно волновались, потому что заранее предвидеть ничего нельзя. Ну, например, как подойти к монарху? Этикет требует приложиться к его руке. Естественно, мы спросили об этом нашего уважаемого профессора Желева, и тот ответил, что за века ничего не изменилось - если человек признает Симеона II царем, значит и вести себя перед ним должен соответствующим образом. Тем более что болгарский монарх, как и епископ, во время богослужения входит в алтарь Царскими Вратами, прикладывается к Престолу и не только молится в алтаре, но и на Божественной Литургии от лица народа читает Символ Веры.

Ю.Беляев, царь болгарский Симеон II, о.А.НовопашинИ вот она - наша встреча с Помазанником Божиим. Мы прикладываемся к руке Его Величества, при этом Царь смущенно произносит: «Молю вас, молю вас... (то есть "прошу вас, прошу вас...") не надо». Затем преподносим в дар Его Величеству икону Казанской Божией Матери и памятный знак, изображающий Крест-мощевик, который принадлежал Царской семье. Этот знак выпущен Екатеринбургской епархией к десятилетию основания на месте уничтожения останков святых Царственных Страстотерпцев мужского монастыря. Еще мы дарим книгу о новосибирском соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского. Его Величество с умилением принимает подарки: «Такое количество подарков! Прямо как на Рождество!», - и этим сразу разряжает несколько напряженную из-за нашего волнения атмосферу.

Симеон II предложил нам место, где можно вести съемку, там действительно было очень уютно, однако нужно было особое освещение. Наш оператор - мой сын Кирилл - спросил разрешения Его Величества передвинуть стол на середину зала, и Царь со словами «конечно, конечно!» направился к столу, чтобы самому его перенести. Мы едва успели его удержать. И пока Кирилл налаживал аппаратуру, мы с Его Величеством пили чай и вели непринужденную беседу. И мне даже не верилось, что я общаюсь с Царем - настолько Симеон II был скромен, прост в общении.

Вскоре Кирилл объявил, что все готово к съемке. Его Величество подошел к столу, оглянулся на наши подарки и неожиданно пожелал, чтобы книга о соборе, которую он назвал «чудесной», во время съемок непременно лежала рядом с ним на столе. Как позже выяснилось, Его Величество действительно весьма заинтересовался книгой. А дело обстояло таким образом. В один из последующих дней нашего пребывания в Болгарии Симеон II пригласил нас в свою резиденцию «Быстрица». В этот день Его Величество с супругой отсутствовали, и проводить нас по царской резиденции вызвался его дворецкий. Сразу нужно сказать, что царская резиденция или дворец на самом деле больше напоминает загородный дом. Дворцы - у наших олигархов. А здесь - одноэтажное деревянное строение, впрочем, созданное со вкусом, возведенное еще при деде Симеона II Царе Фердинанде I.

Царь болгарский Симеон IIКстати, после того, как девятилетнего Симеона II коммунисты выдворили из Болгарии, в царскую резиденцию сразу же вселился коммунист Георгий Димитров. Вот она - гнусная и лживая сущность революционеров, которые кричат: «Мир хижинам, война дворцам!», а сами между тем занимают эти самые дворцы.

Итак, мы ходили по царской резиденции и удивлялись простоте убранства. А вот и спальня Царя. Совсем небольшая комнатка. Кровать с металлическими прутьями на спинках, застеленная грубым шерстяным одеялом, у кровати столик, на нем очки, видимо Его Величество читал перед сном, на стене - семейные фотографии. Никакой роскоши. Здесь же мы увидели и нашу книгу. Симеон II всю ее перелистал - в книгу были вставлены многочисленные цветные закладки.

И еще до этого был один эпизод. Мы гостили у игумена Рильского монастыря, когда профессору Ивану Желеву позвонил Симеон II. Профессор вышел поговорить, а вернувшись сказал, что Его Величество просил передать поклон «его новым русским друзьям», а также сообщил Желеву, что он видел его фотографию в книге о соборе. Здесь следует пояснить, что Иван Желев действительно запечатлен на одной из нескольких сотен фотографий, но чтобы найти эту фотографию, нужно было внимательно рассматривать и все другие снимки в подарочном альбоме.

3.

Когда началась съемка, я в очередной раз убедился в том, насколько правильный был сделан выбор: именно такой человек, как Заслуженный артист России Юрий Беляев, и нужен для этой работы - сдержанный, с чувством собственного достоинства и одновременно исполненный смирения и глубочайшего почтения к Православному Царю.

«Ваше Величество! - произнес Юрий. - Позвольте мне от всей нашей съемочной группы и от себя лично засвидетельствовать Вам наше наиглубочайшее почтение! Ранее у Вас брали интервью как у политического и государственного деятеля. Но мы пришли к Вам сегодня как к Православному Царю. В то же время нам хочется показать Вас не только как монарха, но и как человека. Мы частично знакомы с биографией Вашего отца - Царя Бориса III, и то, что мы знаем о нем, вызывает у нас восхищение! Удивительна и Ваша биография. Нам показалось, что незаурядные человеческие качества Вашего отца передались и Вам. Все мы знаем о роли личности в истории. Но в советской школе эту проблему представляли изуродованной, нечеловеческой, пронизанной ложью. С такими "знаниями" было очень непросто ориентироваться. Поэтому сегодня мы хотели бы получить информацию, что называется, из первых рук - от самого Болгарского Царя! И мы очень благодарны Вам, Ваше Величество, за то, что Вы милостиво согласились ответить на все наши вопросы».

И далее мы перешли к конкретным вопросам, которые готовили с особой тщательностью.

Царь Борис IIIОдна из тем затрагивала тяжелый момент в жизни Царя Болгарского Симеона II - трагическое известие о кончине его отца Царя Бориса III. Оказалось, что этот день из детских воспоминаний Его Величества является одним из наиболее ярких и скорбных.

«В 1943 году, в конце августа мы с моей старшей сестрой были за пределами Софии, - вспоминает Симеон II. - Неожиданно к нам вошел адъютант моего отца и обратился ко мне со словами "Ваше Величество" вместо обычного "Ваше Высочество", как положено обращаться к сыну здравствующего Императора. Мы поняли, что наш отец умер. Старшая сестра расплакалась, начал плакать и я. Для нас это было сильным потрясением».

Кончина Государя стала потрясением и для всего болгарского народа. Скорбь охватила страну. Десятки тысяч людей в безутешном горе со слезами на глазах прощались с Царем в кафедральном соборе святого князя Александра Невского в Софии. Молодые и старые, бедные и богатые, подходили к телу усопшего государя для прощания в течение шести дней и ночей. Народ уважал и любил своего Царя, называл его «Объединителем»...

Известно, что к началу Второй Мировой войны отец Его Величества Симеона II Царь Борис III многое делал для того, чтобы обеспечить нейтралитет Болгарии. По идеологическим и религиозным соображениям он не мог пойти на сближение с СССР, но и не хотел иметь ничего общего с нацистской Германией. Однако жизнь распорядилась таким образом, что Борис III в целях безопасности своей страны был вынужден вступить в гитлеровскую коалицию (об этом чуть подробнее я скажу ниже). Но он по-прежнему делал всё от него зависящее, чтобы оградить Болгарию от военных действий: в частности, категорически не соглашался направить болгарские войска на Восточный фронт. Больше того, вопреки требованиям нацистов он на свой страх и риск отказался депортировать из страны 50 тысяч болгарских евреев, чем спас их от неминуемой смерти в концентрационных лагерях. Несомненно такая жесткая позиция требовала от него немалого личного мужества.

Неуступчивость, стойкость Царя Бориса приводила фюрера в бешенство. В 1943 году он вновь вызвал его в Берлин для серьезного разговора... По возвращении в Софию Царь через две недели умирает. Врачи сделали официальное заключение, что смерть наступила в результате острого сердечного приступа. Однако многие в Болгарии - и тогда, и сегодня - считают, что фашисты отравили царя Бориса III. Мы спросили, что думает об этом его сын Симеон II.

«Это сложный вопрос, - ответил Симеон II, - и его действительно вот уже столько лет задают себе многие люди. Но нет доказательств, что отца отравили. Об этом ничего не говорится ни в немецких, ни в английских, ни в американских архивах. Я запрашивал и российскую сторону - у вас сейчас много рассекреченных материалов. Но не нашел ничего, что могло бы указывать на возможную насильственную смерть отца. Поэтому неизвестно, узнаем ли мы когда-нибудь истину. Но как сын, я предпочитаю думать, что мой отец умер от болезни, вызванной тяжелейшим психо-эмоциональным напряжением, которое ему пришлось испытать в последние месяцы жизни».

4.

Сегодня в России люди ничего не знают о подвиге Царя Бориса. Я не ошибся - о подвиге! Приходилось не раз слышать выпады людей, сознание которых насквозь пропитано большевистской пропагандой и не успело еще восстановиться. Они так и считают, что Царь Борис исправно служил Гитлеру, исповедуя его нацистские идеи, называют нацистским преступником, прислужником гитлеровцев.

Я убежден, это герой, который вынужденно пошел на сближение с Гитлером, только для того, чтобы, став номинальным его союзником, спасти весь болгарский народ, спасти Святую Православную веру. Чего невозможно было сделать под пятой того, кто разрушал церкви, уничтожал священнослужителей и выхолащивал православную душу русского народа. По-моему, здесь можно сравнить подвиг Царя Бориса с подвигом святого князя Александра Невского, который категорически отверг предложения Папы Римского о военной поддержке взамен на окатоличивание православных христиан и добровольно пошел на унижения к кровавому Батыю ради сохранения Святой Руси.

Важно вспомнить и еще один подвиг Царя Бориса III, спасение 50 тысяч болгарских евреев. Государь категорически отказался их депортировать, в то время как другие союзники беспрекословно исполняли приказ Гитлера, к примеру, на юге Франции в период режима Виши, просуществовавшего до 1942 года, было депортировано 75 тысяч французских евреев, в том числе 11 тысяч детей.

Царя болгарского народа называют врагом. За что? За то, что Царь Борис в марте 1941 года подписал соглашение с Гитлером? Но почему же тогда не замечают действий Сталина, который за год до этого события становится союзником Гитлера (пакт Молотова-Риббентропа). Более того, мы знаем, что фактически с этого пакта начался грабительский раздел европейских территорий - СССР забрал себе восточную территорию Польши, Прибалтику. Вот политика, за которую нас до сих пор не могут простить ни поляки, ни прибалты! Вот два верных союзника - Гитлер и Сталин, которые сначала вместе раздирали земли и народы, а затем дрались между собой за власть, при этом погубив десятки миллионов невинных людей! Почему, когда заходит разговор о Царе Борисе, об этом стараются не вспоминать?

Царевич СимеонВо время войны со стороны болгарской армии по нашим солдатам не было произведено ни единого выстрела! Зато Одесса была оккупирована румынскими войсками. Но это не помешало Сталину наградить Орденом Победы румынского короля Михая I, его еще называли королем-комсомольцем! А Царя Бориса заклеймить как врага и косвенно (а может быть и напрямую) содействовать выдворению его сына Симеона II из страны. При этом мало кто знает, что в 1946 году, незадолго до вынужденного отъезда царской семьи, машину девятилетнего Царя Симеона II, в которой он ехал с матерью в церковь на Божественную Литургию, изрешетили из автоматов, и только великой милостью Божией никто не пострадал. Нет никаких сомнений в том, что это сделали коммунисты-террористы. Те же коммунисты-террористы пытались убить и Царя Бориса в апреле 1925 года. Его машину расстреляли, но Царь чудом остался жив. Погибли его личный телохранитель и друг-попутчик, шофер был ранен. В то же день был убит депутат генерал Константин Георгиев. Во время отпевания генерала коммунисты взорвали в храме бомбу. В результате взрыва погибли более 120 человек, в том числе мэр Софии, шеф полиции, целый класс лицеисток...

Царь Борис был бесстрашным человеком. И даже после покушения его нередко видели прогуливающимся в одиночку по улицам Софии. Один пожилой болгарин рассказал мне следующее. Его отец работал парикмахером. Как-то к нему в зал вошел элегантный человек и попросил побрить его. Его отец усадил клиента в кресло и уже было приступил к работе, как вдруг увидел в зеркале отражение Царя! Он вскинул глаза на стену, на которой висел портрет Бориса III, перевел взгляд на клиента, снова посмотрел на портрет - и так несколько раз до тех пор, пока не осознал, кто перед ним! У отца тут же затряслись руки, и он с трудом проговорил: «Ваше Величество, я не могу Вас побрить, у меня от волнения трясутся руки!» Царь Борис улыбнулся: «Ничего-ничего!», поднялся и вышел на улицу. Вот такой штрих к портрету.

5.

Провозглашение Парламентом Симеона II царёмНа царство шестилетнего царевича Симеона в 1943 году благословил Софийский митрополит Стефан. По этому поводу в храмах была отслужена продолжительная праздничная Литургия с молебном. Торжественно провозгласил престолонаследника Царем и болгарский Парламент. Однако в памяти Симеона II осталось и другое - как к ним, в царскую резиденцию Врана пришел Владыка Стефан, облаченный в белые одежды Экзарха, и долго беседовал с Царицей Марией о поездке в Московский патриархат. Ведь Русская Православная Церковь помогла Болгарской преодолеть греко-болгарскую схизму1). Во время правления митрополита Софийского Стефана, избранного Болгарским Экзархом, при посредничестве Русской Православной Церкви состояние раскола между Константинопольским Патриархатом и Болгарской Церковью было ликвидировано.

Между прочим, эта встреча проходила в том самом помещении, где мы, спустя почти 70 лет, записывали интервью с Симеоном II!

Через три года, в 1946 году, к власти в Болгарии пришли коммунисты. Они, конечно же, сразу ликвидировали монархию, 15 сентября объявили страну «народной республикой», а уже 16 сентября Симеон II вместе с матерью, старшей сестрой и тетей покинули Родину. Только благодаря этому они остались живы. За три года до этих страшных событий при взошедшем на престол шестилетнем царе был создан Регентский совет из трех человек, в состав которого входил и князь Болгарский Кирилл - младший брат царя Бориса III. В сентябре 1944 года, когда власть в Болгарии захватило правительство просоветского Народного фронта, регентов арестовали и в феврале 1945 года расстреляли вместе с восемью царскими советниками, двадцатью двумя министрами, шестьюдесятью депутатами Народного собрания Болгарии. На их место коммунисты назначили своих людей во главе с коммунистом Тодором Павловым, которому принадлежат слова: «Мы (коммунисты) кровью взяли эту власть и только с кровью и отдадим; ни реки, ни моря, ни океаны крови не заставят нас её отдать». Совершенно ясно, что с такими настроениями коммунисты могли спокойно уничтожить и Болгарского Царя, и всех его родных. Понимал ли Симеон II всю опасность своего положения?

«Я думаю, что это прекрасно понимала моя мать, поэтому ей было тяжелее всего, - отметил Симеон II. - Зная о трагической гибели российской царской семьи и имея на руках двух несовершеннолетних детей, она, безусловно, сильно переживала. Мы же, дети, скорее всего, имели несколько иное представление о том, что происходило вокруг нас».

Время это было очень бурное, время незаконного плебисцита (референдума). При поддержке товарищей из СССР коммунисты Болгарии, занявшие к тому времени все ключевые посты в стране, в присутствии контингента войск Красной Армии проводят «общенародный» референдум и объявляют о создании народной республики и свержении монархии. Поражает то, что согласно официальным данным, 94 процента болгар высказались в пользу республики, не зная, что это такое. Ведь Болгария никогда прежде не была республикой. Понятно, что 94 процента - это абсолютно искусственный, подстроенный результат, результат незаконных манипуляций, которыми коммунисты владели в совершенстве.

Естественно, мать Симеона II ни минуты не могла оставаться в «покрасневшей» Болгарии. Тем более что уже было совершено покушение на царскую семью, о котором я писал выше. Одного его, пожалуй, было достаточно, чтобы Царица Иоанна, опасаясь за жизнь детей, приняла решение покинуть Болгарию. В Египте уже жили ее родители Король Италии Виктор Эммануил III и Королева Елена. Коммунисты предложили Царице Иоанне через двадцать дней отплыть в Египет на корабле из Варны через Одессу. Но она, услышав об Одессе, испугалась, так как подумала, что семью вполне могут в этом городе арестовать, и наотрез отказалась от этого маршрута. В результате семья срочно покинула Болгарию и выехала в Египет на турецком корабле, который выходил из Стамбула. Так девятилетний Царь Болгарский Симеон II оказался на чужбине, стал Царем в изгнании.

6.

В Александрии была Русская церковь, в которой молились преимущественно русские эмигранты. Здесь мать Симеона II тесно сошлась с некоторыми членами семьи Романовых - своими родственниками по линии своей матери Королевы Елены, в прошлом принцессы Черногорской. По большим православным праздникам они посещали греческий православный кафедральный собор.

В Египте Симеон II учился в английском колледже. В 1951 году семья переехала в Мадрид. Но здесь продолжить обучение на английском языке не представлялось возможным, и тогда Симеона II отдают во французский лицей, по окончании которого начинается армейский период Царя Болгарского.

Его мать и все его болгарское окружение за границей считали, что молодой человек обязан пройти военную службу. В связи с этим он поступил в одну из наиболее крупных военных академий США «Валли Фордж», где, несмотря на строгую дисциплину, ему было очень интересно учиться. Одновременно Его Величество посещает курсы по политическим наукам и праву в Университете «Комплутенсе». Он обучается под фамилией Рильский. Никто из студентов не подозревал, что скромный кадет Рильский - Болгарский Царь. После возвращения в Мадрид он поступил в Мадридский университет на факультет международных отношений и права. Потом стал заниматься частным делом, в котором ему весьма помогало знание сразу нескольких иностранных языков1).

Когда Симеону II исполнилось 18 лет, его дядя Король Итальянский Умберто II настоял на том, чтобы Симеон II официально провозгласил себя действующим Царем, зачитав особый Манифест. Причем эта процедура должна была быть проведена особенно торжественно, обязательно с молебном. Царь Болгарский Симеон II зачитал Манифест в присутствии русского архимандрита Пантелеимона, Царицы Иоанны, Короля Умберто II, многочисленных болгарских эмигрантов, испанских министров и дипломатов. Вот текст Манифеста:

«Болгары!

Сегодня, 16 июня 1955 года, мне исполняется 18 лет, и согласно Конституции Болгарского Царства, я вступаю в свое совершеннолетие. Возвещая об этом событии Моему возлюбленному народу сообразно с пунктом 31 нашего Основного закона, призываю Божию милость и заступничество в дальнейшей его судьбе.

Дорогие соотечественники!

Прошло уже 10 лет, как наше Отечество страдает под гнетом антинародного режима, установленного по воле и с помощью чужого завоевателя. Свобода, Справедливость и Человечность растоптаны сегодня на прекрасной болгарской земле. В бурные годы нашей новейшей истории болгарский народ сумел построить свое государство на истинно демократической основе и завоевать гражданские свободы, обеспеченные Тырновской конституцией2). Болгария возвысилась как независимое и благополучное государство, пользующееся всеобщим уважением и устремленное к светлому будущему, вопреки многочисленным посягательствам на независимость Болгарии. Нынешняя власть первоначально не посмела отменить Тырновскую конституцию, обещала оберегать и применять корректно ее повеления, но впоследствии по чужому приказу и чужой вооруженной силой установила насильственно новую конституцию, противную нашему быту и традициям. Но Тырновская конституция продолжает жить как заветный идеал в сознании и чувствах каждого болгарина. Она никогда законно не отменялась, так как конституционный закон невозможно изменить, дополнить или отменить кроме как по предвиденному в нем же порядку. Тырновская конституция по сей день жива в вечном, неугасимом стремлении болгарского народа к освященным ей же правам и свободам.

Дорогие сонародники!

Убийство Моего дяди, Князя Кирилла, и всех остальных невинных людей, издевательство над памятью Моего покойного Отца, всеми любимого и чтимого царя Бориса ІІІ, как и наветы против Болгарской династии, оставляют во Мне тяжкие и грустные воспоминания Моего полного горести и несчастий детства. Я знаю, что болгарский народ непричастен к этим деяниям. Знаю также, что незаконный плебисцит (референдум), произведенный 8 сентября 1946 года, был только подобием народного опроса. Покидая Родину, Я не отрекался от болгарского Престола. Как результат и в соответствие с Тырновской конституцией, Я и сейчас связан с тяжелой миссией, предопределенной Мне Провидением. В день Моего совершеннолетия, лишенный возможности положить установленную присягу перед Великим Народным Собранием, Я торжественно обещаю служить верой и правдой болгарскому народу, хранить свято и ненарушимо все положения Конституции, работать для полного торжества свободных институций, завоеванных нашим народом ценой многих битв и таких дорогих жертв. Давая этот священный обет перед образом нашей дорогой Родины, Я отправляю призыв ко всем родолюбивым болгарам без различий их прошлых политических убеждений и социального положения подать друг другу руку, забыть вражды и соперничества и дружно начать работать о спасении Болгарии. Единство всех болгарских чад сегодня необходимо более чем когда-либо. В качестве первого гражданина Болгарии и во имя институции, которую я представляю, торжественно заявляю, что для Меня все болгары равны, и Я буду подкреплять любую инициативу, отвечающую Тырновской конституции и ставящуюся с целью освобождения и преуспеяния Болгарии.

Бог с нами!

Да здравствует свободная и независимая Болгария!

Отпечатан в изгнании

Симеон ІІ

Мадрид, 16 июня 1955 года»

7.

Сегодня Его Величество Царь Болгарский Симеон II единственный православный царь в мире. Православного короля Михая I Румынского именуют королем, а не царем. Королем был и Петр II Югославский. Царь же - это монархический титул, который в Болгарии был испокон веков. «Его Величество - последний миропомазанный монарх и в Болгарии, и в мире», - многозначительно сказал мне профессор Иван Желев Димитров.

Однажды Его Величество назвал Болгарию «православной страной с традициями, отличающими ее от римско-католического сердца Европы». Однако эти отличия в вероисповедании не помешали ему полюбить девушку католической веры - испанскую дворянку Маргариту Гомес-Асебо-и-Сехуэле. И вот здесь возникло препятствие. Дело в том, что Ватикан требует от не-католиков, которые вступают в брак с католиками, подписывать специальный документ, обязывающий родителей воспитывать детей в католической вере. Перед свадьбой Симеону II пришлось трижды встречаться с папой Иоанном XXIII и вести с ним переговоры на эту тему. К счастью, папа Римский с пониманием отнесся к просьбе Его Величества. Возможно, помогло то, что несколько лет папа Иоанн XXIII представлял интересы Святого Престола в Болгарии при Царе Борисе III. И это при нем Царь Борис III крестил старшую сестру Симеона II в Православную веру, вопреки всем ожиданиям католиков. То есть он знал, что есть такая проблема, наверное, ему было непросто решиться на это, но он пошел Его Величеству навстречу. Венчание по православному чину состоялось в русской православной церкви во имя святой великомученицы Варвары в Вевей (Швейцария), а венчали новобрачных болгарский и русский Владыки - болгарский митрополит Андрей из Нью-Йорка и архиепископ Женевский и Западно-Европейский Русской Православной Церкви Заграницей Антоний.

Тем не менее Царица Болгарская Маргарита исповедует католичество. В ходе съемок мы спросили Его Величество, не является ли для Симеона II это проблемой.

«Как вы, наверное, знаете, - ответил Симеон II, - я тоже происхожу от смешанного брака: мой отец был православным христианином, мать - католичкой. Однако (вот они - парадоксы нашей жизни!) несмотря на это, моя мать очень энергично внушала мне и сестре Православную веру. То есть в том, что мы стали православными христианами, несомненно есть и ее немалая заслуга».

«Первых двух наших сыновей мы вопреки всему крестили в Православии, - рассказал Симеон II, - при этом супруга вовсе не была против и даже сама предложила, чтобы второй сын тоже стал православным христианином. Однако поймите меня правильно, мы жили в католической Испании. В этой стране к вере относятся особенно щепетильно. Поэтому во избежание возможных недоразумений и по просьбе супруги следующих детей мы крестили в католическую веру. Но никаких проблем по этому поводу у нас никогда не возникало и не возникает до сих пор. Когда дети подросли, они говорили, что в одно воскресенье они идут "в храм нашего папы", в другое воскресенье - "в храм нашей мамы". Кстати, у моего старшего сына дети тоже православные, его супруга приняла Православие полтора года назад, она - родом из Испании. Сын моей дочери-католички тоже православный. Важно верить в Бога - для меня это главное».

Первые тридцать лет, наблюдая за тем, как развиваются политические взаимоотношения между Востоком и Западом, Царь Симеон II и не мечтал вернуться на Родину. И даже позднее, к концу 70-х - началу 80-х годов, когда начались некоторые позитивные изменения, он, по его словам, все равно не рассчитывал дожить до того дня, когда сможет вновь увидеть родную Болгарию и уж тем более вернуться на Родину таким волнующим образом, как это произошло в мае 1996 года3). Никакие эксперты-«кремлеологи» и предположить не могли такое развитие политических событий, особенно того, что произошло в 1989-м году4). «Потому что эти вещи не зависят от человека, - пояснил в разговоре с нами Царь Болгарский. - Так распорядился Бог, и я бесконечно благодарен Господу за то, что Он дал мне дожить до этого времени».

Царь Болгарский Симеон II вернулся на Родину с триумфом! Болгарский народ встречал его с ликованием. Об этом наглядно свидетельствуют сохранившиеся документальные кадры тех лет. Без волнения смотреть их невозможно. Но этому событию предшествовали не только возрождение мона

назад к списку новостей