О православном богослужении
В силу тесной связи между духом и телом, человек не может не выражать вовне движений своего духа. Как тело действует на душу, сообщая ей посредством органов внешних чувств известные впечатления, так точно и дух производит в теле известные движения. Религиозное чувство человека, как и все другие его мысли, чувства и переживания, не может оставаться без внешнего обнаружения. Совокупность всех внешних форм и действий, выражающих внутреннее религиозное настроение души, и образует собою то, что называется "богослужением," или "культом." Богослужение, или культ, в том или ином виде является поэтому неизбежной принадлежностью каждой религии: в нем она проявляется и выражается, подобно тому, как душа обнаруживает свою жизнь через тело. Таким образом, богослужение это внешнее выражение религиозной веры в молитвах, жертвах и обрядах.
Вечерня
С вечера начались дни мира (Бытие. глава 1), поэтому службой вечерни начинается церковное богослужение каждого дня. Совершается вечерня по церковному уставу в 12-м часу дня (по-нашему в 18 часов). Характер вечерни - мирно-покаянный. Совершая это богослужение, мы славословим Создателя за то, что Он сподобил нас достигнуть вечера, благодарим за прожитый день. Воспоминается за этой службой и сотворение мира, ветхозаветные времена. Вечерня содержит также песнопения в честь празднуемого святого или события и из службы дня седмицы.
Вечерня может служиться отдельно, самостоятельно. Накануне великих праздников и воскресных дней вечерня соединяется с утреней, входя в состав Всенощного бдения. В отдельные дни года вечерня соединяется с литургией.
Вечерня бывает трех видов: малая, великая и вседневная.
Малая вечерня служится накануне воскресных дней и великих праздников, когда великая вечерня должна быть соединена с утреней, т.е. будет совершено Всенощное бдение. Малая вечерня всегда предваряет Всенощное бдение.
Великая вечерня служится либо отдельно накануне праздничных дней либо в соединении с утреней в составе Всенощного бдения накануне воскресных дней и великих праздников.
Повседневная вечерня служится, когда нет особо празднуемого события.
Как отличить великую вечерню от вседневной? Отличительным признаком является то, что на великой вечерне после прокимна и чтения паремий (если они есть), всегда бывает сугубая ектения, начинающаяся возгласом: "Рцем вси..." А на вседневной вечерне сугубая ектения произносится в самом конце службы и начинается прошением: "Помилуй нас, Боже..." Также, на великой вечерне всегда перед пением "Свете Тихий" отверзаются царские врата и бывает вход с кадилом. На вседневной вечерне вход бывает лишь в отдельные дни Великого поста. На великой вечерне, за исключением некоторых праздников, поется первый антифон первой кафизмы ("Блажен муж").
Когда вечерня служится отдельно, то она начинается возгласом "Благословен Бог наш...". А в тех случаях, когда она соединяется с утреней или с литургией, то вечерня начинается возгласами этих служб ("Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице" или "Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа" соответственно).
Начинается вечерня пением или чтением предначинательного псалма: "Благослови, душе моя, Господа..." (103-й псалом). предначинательным этот псалом именуется потому, что им начинается вечерня, а с ней и службы всего дня. Этот псалом - поэтический рассказ о творении мира и прославление Создателя. На Всенощном бдении этот псалом поется, а не читается.
После предначинательного псалма следует великая ектения и чтение кафизм. Кафизмы читаются также на утрени и распределяются таким образом, чтобы за седмицу в храме была полностью прочитана Псалтирь. А в период Великой Четыредесятницы Псалтирь полностью прочитывается дважды за седмицу. На великой вечерне перед праздниками вместо стихословия кафизмы на вечерне поется первый антифон первой кафизмы (т.е. первая "Слава") "Блажен муж...". Положено его петь на 8-й глас. При этом обычно поются избранные стихи, а остальные читаются. Пение каждого стиха сопровождается пением "Аллилуия". В псалмах 1-го антифона прославляется Господь Иисус Христос, изображается Его земная жизнь. На всенощном бдении перед воскресеньями читаются и остальные две "Славы" первой кафизмы. В некоторые дни чтения кафизмы на вечерне вообще по Уставу не положено.
Весь характер вечерни, по преимуществу, мирно-покаянный. Поэтому после предначинательного псалма стихословится Псалтирь, в которой особенно ярко раскрываются наши нужды и воздыхания. Псалмы располагают к молитве, возгревают молитвенный дух в сердцах людей. И после стихословия псалтири положено пение псалмов в которых душа начинает взывать ко Господу с верою и упованием. Вначале поется псалом 140: "Господи, воззвах к Тебе, услыши мя...". Затем псалом 141: "Гласом моим ко Господу воззвах" и псалом 129: "Из глубины воззвах к Тебе, Господи..." И оканчивается это пение стихами из псалма 116: "Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие, яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век". Вместе со стихами этих псалмов поются песнопения (стихиры), в которых прославляется событие дня или празднуемый святой. Эти стихиры так и называются: "стихиры на Господи воззвах". Число этих стихир 10, 8 или 6 - по уставу дня. Все стихи псалма "Господи воззвах" и последующих псалмов поются на тот же глас, что и стихиры. При этом первые стихи поются без стихир, а начиная с определенного стиха поются стихиры (это зависит от количества положенных стихир).
После стихир поется песнопение "Свете тихий", посвященное Господу Иисусу Христу. Эта песнь продолжает славословие Бога во Святой Троице ради явления на землю Господа, в лице Которого воссиял нам "тихий свет святыя славы", дающий жизнь и мир человечеству.
Далее возглашается прокимен, т.е краткий стих, избранный из Псалтири, за которым всегда следуют несколько других стихов, объединенных с первым. Прокимен выражает значение молитвословий, относящихся к настоящему дню или предваряет чтение Священного Писания и отражает содержание последующего чтения.
После прокимна в некоторые дни читаются паремии, т.е. чтения из Священного Писания (из Ветхого Завета или Апостола), которые содержат в себе пророчества о воспоминаемом событиии или изъясняют его или содержат похвалу празднуемому святому.
Молитва "Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам" содержит прошения и славословие. Она является продолжением славословия Тоиединому Богу в песнопении "Свете тихий". До молитвы "Сподоби, Господи..." молитвословия вечерни еще относились частично и к окончанию дня уходящего, а после этой молитвы уже всецело относятся к наступающему дню.
После молитвы "Сподоби, Господи" следует Просительная ектения ("Исполним вечернюю молитву нашу Господеви..."), прошения которой являются как бы продолжением предшествовавшего моления. Мы просим у Господа в мире и без греха провести вечер, просим ниспослать нам в помощь Ангела Божия, прощения наших прегрешений, просим Господа, чтобы Он помог нам в мире и покаянии провести все дни нашей жизни и сподобил мирной христианской кончины и доброго ответа на Страшном Суде.
Лития бывает после Просительной ектении на вечерни, когда служится бдение. В переводе с греческого "лития" означает усердное, усиленное моление. При пении стихиры храма или праздника, а затем положенных для пения на литии праздничных стихир священнослужители исходят из алтаря в притвор храма. Притвор храма - это место, назначенное для оглашенных и кающихся. Лития совершается в притворе в изображение того, что Спаситель сошел к нам на землю, долу. А мы, стоя в притворе храма, как бы пред небесными вратами, умоляем Господа, ибо недостойны воззреть на высоту небесную. После стихир литии диакон произносит молитву "Спаси, Боже люди Твоя... ", в которой содержатся различные прошения о спасении и благословении людей, с призыванием в помощь святых угодников Божиих. Эти прошения прерываются многократным пением "Господи, помилуй". Завершается лития молитвой священника "Владыко многомилостиве...", при чтении которой молящиеся должны приклонить главы. В этой молитве, призывая в помощь Пречистую Богородицу и святых, священник просит Господа, чтобы Он принял нашу молитву, даровал нам оставление прогрешений, отогнал от нас всякого врага, помиловал и спас нас.
После литии следуют стихиры на стиховне. Называются они так по двум причинам: во-первых, потому что перед каждой стихирой положен определенный стих из псалма, соответствующий дню или торжеству. А во-вторых, по той причине, что предшествовавшие стихиры на литии пелись без стихов. В стихирах на стиховне посвящены прославлению воспоминаемого святого или празднуемого события. При стечении двух и более празднований в один день Устав назначает петь стихиры на стиховне преимущественно одному празднеству и только на "Слава и ныне" - другому.
После стихир на стиховне поется или читается молитва "Ныне отпущаеши". (По Уставу ее положено читать, но на практике укоренился обычай пения). Отходя ко сну, мы переносимся мыслью к смерти, образом которой является сон. И благоговейно произносим с праведным Симеоном Богоприимцем благодарственную песнь: "ныне отпущаеши". Святой Симеон Богоприимец говорил о разрешении души от тела, а мы (по толкованию святого Симеона Солунского) просим разрешения души от страстей,от вражиих искушений и сугубых недугов душевных и телесных. А также вспоминаем предстоящий исход.
После молитвы "Ныне отпущаеши" поются тропари, которые называются "отпустительными", потому что расположены перед отпустом (окончанием) вечерни или утрени. Это, как правило, тропари празднуемых событий. На бдении чаще всего поется трижды "Богородице Дево, радуйся" или на великие праздники трижды тропарь праздника. Или поется "Богородице Дево, радуйся" вместе с тропарем праздника, как указано в Уставе на конкретный день.
Если служится бдение, то после тропарей читается молитва благословения хлебов. Священник особой молитвой благословляет пять хлебов и сосуды с пшеницей, вином и елеем (предметы, необходимые для поддержания жизни). Пяти хлебов изображают те пять хлебов, которые Христос умножил и насытил пять тысяч людей. Хлебы эти разделяются на небольшие части и раздаются для подкрепления молящимся. Вино и пшеница также с благоговением употребляются. Елей используется для помазания им людей.
На бдении в завершении вечерни поется первая часть 33-го псалма (примерно половина, до слов "не лишатся всякого блага") и священник благословляет народ. Пение 33-го псалма является естественным переходом к утрени, как бы соединяет вечерню с утреней на всенощном бдении.
Если бдение не служится, то бывает отпуст вечерни. Отпуст - это особая молитва, которой священник оканчивает службу, благословляя народ. После отпуста на вечерне, утрене и литургии поется "Многолетие" - небольшая молитва о многолетней жизни Святейшего Патриарха, правящего архиерея, нашего Отечества, настоятеля и прихожан храма (или обители) и всех православных христиан.
Всенощное бдение, или Всенощная, – это соединение трех служб (великой вечерни (иногда великого повечерия), утрени и первого часа).
Древний обычай совершать всенощное бдение основан на примере Спасителя и Св. Апостолов.
Общий вид богослужения оформился ко времени Св. Иоанна Златоуста. В VIII и в IX веках Св. Иоанн Дамаскин и св. Феодор Студит и многие другие песнотворцы дополнили Всенощное бдение многими молитвословиями и песнопениями, которые вошли в состав Всенощной, совершаемой в Православной Церкви поныне.
В наше время, обычно на приходах и в большинстве монастырей бдение совершается в вечернее время. В то же время до сих пор сохранилась практика служить Всенощную ночью: накануне праздников Рождества Христова и Богоявления бдение совершается ночью в большинстве храмов в России; накануне некоторых праздников - в Афонских монастырях, в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре и др.
Всенощное бдение предваряется служением малой вечерни, которая подготавливает нас к нему.
Всенощное бдение служится накануне:
- воскресных дней
- двунадесятых праздников
- праздников, отмеченных особым знаком в Типиконе (e.g. память Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, и Святителя Николая Чудотворца)
- храмовых праздников
- любого праздника по желанию настоятеля храма или согласно местной традиции.
Между великой вечерней и утреней, после ектении «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» бывает лития (от греч. - усиленное моление). Бдением также называют ночную молитву, совершаемую благочестивыми верующими келейно. Многие св. Отцы считают ночную молитву высокой христианской добродетелью. Св. Иоанн Лествичник пишет: «Богатство земледельцев собирается на гумне и точиле; а богатство и разум монахов – в вечерних и ночных предстояниях Богу и в деланиях ума». (Слово 20, О бдении).
В. Духанин, из книги "Во что мы веруем":
Мы настолько погружаемся в земную суету и попечения, что для обретения подлинной духовной свободы нам требуется очень продолжительное богослужение. Таковым и является Всенощное бдение — оно совершается по вечерам накануне воскресных и праздничных дней и способно освободить нашу душу от мрака земных впечатлений, расположить постижению духовного смысла праздника, к восприятию благодатных даров. Всенощное бдение всегда предшествует Литургии главному богослужению Церкви. И если Литургия по своему сакраментальному смыслу символизирует Царство будущего века, вечное Царство Божие (хотя этим значением Литургия не ограничивается), то Всенощное бдение символизирует то, что ему предшествует историю Ветхого и Нового Заветов.
Начинается Всенощная с Великой вечерни, которая изображает основные вехи ветхозаветной истории: сотворение мира, грехопадение первых людей, молитву их и надежду на будущее спасение. Например, первое отверзение Царских врат, каждение священнослужителями алтаря и возглашение: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице...» знаменует творение Святой Троицей мира, когда Дух Святой, символизируемый клубами кадильного дыма, обымал первозданный мир, вдыхая в него живоносную силу. Далее поется сто третий псалом «Благослови, душе моя, Господа», прославляющий премудрость Творца, явленную в красотах видимого мира. Священник в это время кадит весь храм и молящихся, а мы вспоминаем райскую жизнь первых людей, когда Сам Бог обитал рядом с ними, исполняя их благодатью Духа Святого. Но человек согрешил и был изгнан из рая — закрываются Царские врата, теперь молитва совершается перед ними. А пение стихов «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя» напоминает бедственное положение человечества после грехопадения, когда появились болезни, страдания, нужды, и люди в покаянии искали милости Божией. Пение завершается стихирой в честь Пресвятой Богородицы, во время которой священник, предшествуемый свещеносцем и диаконом с кадилом, выходит из северных дверей алтаря и торжественно входит через Царские врата, что обращает наш мысленный взор к предсказаниям ветхозаветных пророков о пришествии в мир Спасителя. Вот так каждый фрагмент вечерни заключает в себе возвышенный смысл, в основном связанный с ветхозаветной историей.
А затем следует утреня, означающая наступление новозаветного времени — явление Господа в мир, Его Рождение в человеческом естестве и Его славное воскресение. Так, уже первые стихи перед шестопсалмием: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человёцех благоволение» напоминают славословие ангелов, явившихся вифлеемским пастухам в момент Рождества Христова (ср. Лк. 2:13-14). Особое значение на утрене имеет полиелей (что значит «многомилостив» или «многое освещение») — это самая торжественная часть Всенощной, заключающая в себе прославление милости Божией, явленной в пришествии Сына Божия, Который спас людей от власти диавола и смерти. Начинается полиелей с торжественного пения хвалебных стихов: «Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа. Аллилуия», в храме возжигаются все светильники, а Царские врата отверзаются в знак особого благоволения Божия к людям. Накануне воскресных дней поются особые воскресные тропари — радостные песни в честь Воскресения Господа, повествующие, как ангелы явились женам-мироносицам у Гроба Спасителя и возвестили им о Воскресении Иисуса Христа. Торжественно читается Евангелие, посвященное празднику, а затем исполняется канон — собрание особых кратких песен и молитв, посвященных празднуемому событию. Вообще, стоит заметить, что помимо указанного значения каждое Всенощное бдение посвящено определенному празднику — событию священной истории или памяти святого или иконе Божией Матери, и потому на протяжении всего богослужения исполняются песнопения и читаются молитвы, посвященные именно этому празднику. Так что смысл Всенощной возможно постичь, не только зная преобразовательное значение богослужебных действий, но и вникая в смысл песнопений каждого праздника, для чего хорошо еще дома ознакомиться с содержанием богослужебных текстов. А самое главное — во время богослужения научиться молиться внимательно, с теплым и искренним чувством, ведь лишь при этом будет достигнута главная цель служб церковных — богообщение.
Литература:
[1] Архиепископ Вениамин (Федченков). "О богослужении Православной Церкви". - СТСЛ,"Отчий дом",М.,1999г.
[2] Священник Константин Никольский. "Учебный устав богослужения". - М., "Лествица", 1999г.
[3] Протоиерей Константин Никольский. "Руководство к изучению богослужения Православной Церкви". - Киев, Общество любителей православной литературы, Издательство имени святителя Льва,папы Римского, 2005г.
[4] Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. "Новая Скрижаль или объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных". - М., "Русский духовный центр", 1992г., печ. по С-Птб, 1899г.
[5] Иеромонах Киприан. "Взгляните на лилии полевые (Курс лекций по литургическому богословию)". - "Свет Православия" христианский собеседник, издание Макариев-Решемской Обители, выпуск 46, 1999г.
[6] Протопресвитер Валерий Лукьянов. "Богослужебные заметки". - Джорданвилл, Свято-Троицкий монастырь, 2001г.
[7] Архиепископ Аверкий (Таушев). Литургика.
Назад к списку